ДОКЛАД
о состоянии муниципального жилищного контроля в городе Твери за 2022 год
Доклад подготовлен в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2020 № 2041 «Об утверждении требований к подготовке докладов о видах государственного контроля (надзора), муниципального контроля и сводного доклада о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле в Российской Федерации».
1. Общие сведения о муниципальном жилищном контроле
а) нормативно-правовое регулирование муниципального жилищного контроля
Муниципальный жилищный контроль в городе Твери осуществляется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», решением Тверской городской Думы от 01.12.2021 № 258 «Об утверждении Положения о муниципальном жилищном контроле в городе Твери».
б) предмет муниципального жилищного контроля
В соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации предметом муниципального жилищного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда:
1) требований к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме;
2) требований к формированию фондов капитального ремонта;
3) требований к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах;
4) требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;
5) правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;
6) правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения;
7) правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;
8) требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов;
9) требований к порядку размещения ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, информации в системе;
10) требований к обеспечению доступности для инвалидов помещений в многоквартирных домах;
11) требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования.
в) объекты муниципального жилищного контроля и организация их учета
В соответствии с Положением о муниципальном жилищном контроле в городе Твери, утвержденным решением Тверской городской Думы от 01.12.2021 № 258, объектами муниципального жилищного контроля являются:
1) деятельность, действия (бездействие) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность:
а) по управлению многоквартирными домами, расположенными на территории города Твери (при наличии в таких домах муниципального жилищного фонда);
б) по предоставлению коммунальных услуг гражданам в многоквартирных домах, расположенных на территории города Твери (при наличии в таких домах муниципального жилищного фонда);
2) действия (бездействие) граждан – нанимателей муниципального жилищного фонда города Твери, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования;
3) результаты деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих:
а) управление многоквартирными домами, расположенными на территории города Твери (при наличии в таких домах муниципального жилищного фонда);
б) предоставление коммунальных услуг гражданам в многоквартирных домах, расположенных на территории города Твери (при наличии в таких домах муниципального жилищного фонда);
4) общее имущество многоквартирных домов, расположенных на территории города Твери (при наличии в таких домах муниципального жилищного фонда), муниципальный жилищный фонд, к которым предъявляются обязательные требования.
Учет объектов муниципального жилищного контроля осуществляется уполномоченным должностным лицом контрольного органа, являющимся муниципальным жилищным инспектором.
Реестр объектов муниципального жилищного контроля размещен в Едином реестр видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
г) ключевые показатели муниципального жилищного контроля и их целевые (плановые ) значения
Ключевой показатель муниципального жилищного контроля в городе Твери и его целевое значение утверждены решением Тверской городской Думы от 02.03.2022 № 42.
Ключевым показателем муниципального жилищного контроля в городе Твери является доля выявленных случаев нарушений обязательных требований, повлекших причинение вреда жизни, здоровью граждан, от общего количества выявленных нарушений обязательных требований.
Целевое значение ключевого показателя устанавливается равным 0.
2. Сведения об организации муниципального жилищного контроля
а) система оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
Положением о муниципальном жилищном контроле в городе Твери, утвержденным решением Тверской городской Думы от 01.12.2021 № 258, установлено, что при осуществлении муниципального жилищного контроля в городе Твери система оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям не применяется.
б) контрольный орган, осуществляющий муниципальный жилищный контроль, его финансовое, материальное и кадровое обеспечение
Органом местного самоуправления города Твери, уполномоченным на осуществление муниципального жилищного контроля в городе Твери, является Администрация города Твери в лице департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери (далее – контрольный орган).
От имени контрольного органа муниципальный жилищный контроль осуществляют уполномоченные должностные лица контрольного органа, являющиеся муниципальными жилищными инспекторами, в должностные обязанности которых входит осуществление муниципального жилищного контроля.
Расходы на содержание муниципальных жилищных инспекторов за 2022 год составили 5 869,0 тыс. рублей, включая заработанную плату, налоги, коммунальные платежи, канцелярские товары.
Материальное обеспечение муниципальных жилищных инспекторов осуществляется в полном объеме.
Штатная численность муниципальных жилищных инспекторов составляет 4 единицы, укомплектованность штатной численности муниципальных жилищных инспекторов составляет 100%.
в) информационные системы, применяемые при осуществлении муниципального жилищного контроля
При осуществлении муниципального жилищного контроля в городе Твери применяются следующие информационные системы:
- Единый реестр видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
- Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий;
- Государственная информационная система «Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности»;
- Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства.
г) межведомственное взаимодействие при осуществлении муниципального жилищного контроля
Межведомственное взаимодействие не осуществлялось.
д) организация досудебного обжалования решений контрольного органа, действий (бездействия) его должностных лиц
Положением о муниципальном жилищном контроле в городе Твери, утвержденным решением Тверской городской Думы от 01.12.2021 № 258, установлено, что контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления муниципального жилищного контроля, имеют право на досудебное обжалование:
1) решений о проведении контрольных мероприятий;
2) актов контрольных мероприятий, предписаний об устранении выявленных нарушений;
3) действий (бездействия) должностных лиц контрольного органа в рамках контрольных мероприятий.
Жалоба подается контролируемым лицом в контрольный орган.
Досудебное обжалование также возможно через государственную информационную систему «Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности».
3. Сведения о профилактике рисков причинения вреда (ущерба)
а) программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) и система профилактических мероприятий, направленные на снижение риска причинения вреда (ущерба)
В 2022 году профилактические мероприятия проводились в соответствии с Программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в рамках осуществления муниципального жилищного контроля на 2022 год (далее – Программа профилактики рисков на 2022 год), разработанной и утвержденной в соответствии с требованиями Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 № 990.
К целям и задачам Программы профилактики рисков на 2022 год относятся:
1) стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами;
2) устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
3) создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения.
4) укрепление системы профилактики нарушений обязательных требований путем активизации профилактической деятельности;
5) выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований в деятельности контролируемых лиц;
6) повышение правосознания и правовой культуры контролируемых лиц.
Программой профилактики рисков на 2022 год были предусмотрены следующие профилактические мероприятия:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) объявление предостережения;
4) консультирование.
б) проведение информирования и иных видов профилактических мероприятий
В рамках профилактического мероприятия «Информирование» на официальном сайте Администрации города Твери в информационно-телекоммуникационной сети Интернет www.tver.ru размещены:
- тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление муниципального жилищного контроля;
- перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом муниципального жилищного контроля, а также информация о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции;
- руководство по соблюдению обязательных требований, разработанное и утвержденное в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»;
- исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться у контролируемого лица;
- сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;
- сведения о порядке досудебного обжалования решений контрольного органа, действий (бездействия) его должностных лиц;
- доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики контрольного органа за 2021 год;
- доклад о состоянии муниципального жилищного контроля за 2021 год.
Также в рамках реализации Программы профилактики рисков на 2022 год контролируемым лицам объявлено 69 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.
в) применение независимой оценки соблюдения обязательных требований
Положением о муниципальном жилищном контроле в городе Твери, утвержденным решением Тверской городской Думы от 01.12.2021 № 258, не установлено применение независимой оценки соблюдения обязательных требований.
4. Сведения о контрольных мероприятиях и специальных режимах государственного контроля (надзора)
а) система контрольных мероприятий, основания их проведения, контрольные действия
Согласно части 2 статьи 61 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», в случае, если положением о виде муниципального контроля предусмотрено, что система оценки и управления рисками при осуществлении данного вида муниципального контроля не применяется, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
В соответствии с Положением о муниципальном жилищном контроле в городе Твери, утвержденным решением Тверской городской Думы от 01.12.2021 № 258, при осуществлении муниципального жилищного контроля в городе Твери система оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям не применяется.
В связи с этим, при осуществлении муниципального жилищного контроля в городе Твери система оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям не применяется, плановые контрольные мероприятия не проводятся.
При этом согласно части 3 статьи 66 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» в случае, если положением о виде муниципального контроля предусмотрено, что система оценки и управления рисками при осуществлении данного вида муниципального контроля не применяется, все внеплановые контрольные мероприятия могут проводиться только после согласования с органами прокуратуры.
В 2022 году постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее – Постановление № 336) введены ограничения на проведение внеплановых контрольных мероприятий.
Постановлением № 336 установлено, что в 2022 году в рамках видов муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируются Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» внеплановые контрольные мероприятия проводятся исключительно по установленным Постановлением № 336 основаниям, одним из которых, при условии согласования с органами прокуратуры, является непосредственная угроза причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, факты причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан.
По согласованию с органами прокуратуры проведено 12 внеплановых выездных проверок.
Также, в условиях введенных ограничений на проведение внеплановых мероприятий, осуществлялись контрольные мероприятия без взаимодействия с контролируемыми лицами (проведено 91 мероприятие):
- выездное обследование;
- наблюдение за соблюдением требований обязательных требований (мониторинг безопасности).
б) проведение контрольных мероприятий и действий
доля заявлений органов муниципального контроля, направленных в органы прокуратуры о согласовании проведения внеплановых выездных контрольных мероприятий в согласовании которых было отказано (в процентах общего числа направленных в органы прокуратуры заявлений) |
37,0% |
доля контрольных мероприятий, результаты которых признаны недействительными (в процентах общего числа проведенных контрольных мероприятий) |
0,0% |
доля контрольных мероприятий, проведенных органами муниципального контроля с нарушениями требований законодательства Российской Федерации о порядке их проведения, по результатам выявления которых к должностным лицам органов муниципального контроля, осуществившим такие проверки, применены меры дисциплинарного, административного наказания (в процентах общего числа проведенных контрольных мероприятий) |
0,0% |
доля контролируемых лиц, в отношении которых органами муниципального контроля были проведены контрольные мероприятия (в процентах общего количества контролируемых лиц, подлежащих муниципальному контролю на территории города Твери) |
7,0% |
среднее количество контрольных мероприятий, проведенных в отношении одного контролируемого лица |
1 |
доля внеплановых контрольных мероприятий, проведенных по фактам нарушений, с которыми связано возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, с целью предотвращения угрозы причинения такого вреда (в процентах общего количества проведенных внеплановых контрольных мероприятий) |
58,0% |
доля внеплановых контрольных мероприятий, проведенных по фактам нарушений обязательных требований, с которыми связано причинение вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, с целью прекращения дальнейшего причинения вреда и ликвидации последствий таких нарушений (в процентах общего количества проведенных внеплановых контрольных мероприятий) |
0,0% |
доля контрольных мероприятий, по итогам которых выявлены правонарушения (в процентах общего числа проведенных плановых и внеплановых контрольных мероприятий) |
108,0% |
доля контрольных мероприятий, по итогам которых по результатам выявленных правонарушений были возбуждены дела об административных правонарушениях (в процентах общего числа контрольных мероприятий, по итогам которых были выявлены правонарушения) |
15,0% |
доля контрольных мероприятий, по итогам которых по фактам выявленных нарушений наложены административные наказания (в процентах общего числа контрольных мероприятий, по итогам которых по результатам выявленных правонарушений возбуждены дела об административных правонарушениях) |
100,0% |
доля контролируемых лиц, при осуществлении контрольных мероприятий в отношении которых выявлены нарушения обязательных требований, представляющие непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также угрозу чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (в процентах общего числа проверенных контролируемых лиц) |
18,0% |
доля контролируемых лиц, при осуществлении контрольных мероприятий в отношении которых выявлены нарушения обязательных требований, явившиеся причиной причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (в процентах общего числа проверенных контролируемых лиц) |
0,0% |
количество случаев причинения контролируемыми лицами вреда (жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (по видам ущерба) |
0 |
доля выявленных при проведении контрольных мероприятий правонарушений, связанных с неисполнением предписаний (в процентах общего числа выявленных правонарушений) |
15,0% |
отношение суммы взысканных административных штрафов к общей сумме наложенных административных штрафов (в процентах) |
0,0% |
средний размер наложенного административного штрафа в том числе на должностных лиц и юридических лиц (в тыс. рублей) |
10,0 тыс. рублей |
доля контрольных мероприятий, по результатам которых материалы о выявленных нарушениях переданы в уполномоченные органы для возбуждения уголовных дел (в процентах общего количества контрольных мероприятий, в результате которых выявлены нарушения обязательных требований) |
0,0% |
сведения о случаях причинения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых осуществляются контрольные мероприятия, вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также о случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера |
0 |
сведения о проведении контрольных мероприятий без взаимодействия (мероприятий по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа муниципального контроля, с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями) |
91 |
в) осуществление специальных режимов государственного контроля (надзора)
Контрольный орган не наделен полномочиями по осуществлению специальных режимов государственного контроля (надзора).
5. Сведения о результатах проведения профилактических мероприятий, контрольных мероприятий, осуществления специальных режимов государственного контроля (надзора)
а) результаты контрольных мероприятий
В 2022 году по согласованию с органами прокуратуры проведено 12 внеплановых выездных проверок, по результатам которых выдано 11 предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
По результатам проведенных внеплановых выездных проверок, контрольных мероприятий без взаимодействия с контролируемыми лицами установлено, что предметом наиболее часто проводимых контрольных мероприятий является соблюдение обязательных требований в части содержания общего имущества многоквартирных домов (77% от общего количества проведенных контрольных мероприятий).
Анализ выявленных нарушений обязательных требований показал, что наиболее часто встречаемыми нарушениями обязательных требований являются нарушения также в части содержания общего имущества многоквартирных домов (90% от общего количества выявленных нарушений обязательных требований).
По предмету муниципального жилищного контроля конкретные нарушения обязательных требований можно распределились следующим образом (от общего количества выявленных нарушений обязательных требований):
1) ненадлежащее содержание крыш – 40%;
2) ненадлежащее содержание фасадов (в том числе балконов) – 30%;
3) ненадлежащее содержание межпанельных швов – 22%;
4) ненадлежащее предоставление коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения – 8%.
Причинами, факторами и условиями, способствующими возникновению указанных типичных нарушений обязательных требований контролируемыми лицами, являются:
- неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательных требований;
- несоблюдение предельных сроков устранения выявляемых недостатков в содержании общего имущества многоквартирных домов;
- непроведение плановых осмотров общего имущества многоквартирных домов (весна, осень);
- ненадлежащая подготовка жилищного фонда к эксплуатации в осенне-зимний период;
- несвоевременное реагирование на обращения граждан.
В 2022 году при осуществлении муниципального жилищного контроля в городе Твери случаев нарушений обязательных требований, повлекших причинение вреда жизни, здоровью граждан, не установлено, 88% выявленных нарушений обязательных требований контролируемыми лицами устранены.
б) решения контрольного органа
По результатам проведенных внеплановых выездных проверок, контрольных мероприятий без взаимодействия с контролируемыми лицами выдано 11 предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований, объявлено 69 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, подано 12 исковых заявлений в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований; о понуждении к исполнению предписания.
в) исполнение решений контрольного органа
8 из 11 выданных предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований были исполнены контролируемыми лицами в полном объеме; 62 из объявленных 69 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, также исполнены.
г) результаты досудебного и судебного обжалования решений контрольного органа, действий (бездействия) его должностных лиц
Факты досудебного и судебного обжалования решений контрольного органа, действий (бездействия) его должностных лиц отсутствуют.
д) реализация мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранение их последствий и (или) восстановление правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений
По фактам неисполнения выданных предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований, объявленных предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, контрольным органом подано 12 исковых заявлений в суд, 4 из которых на 31.12.2022 удовлетворены в полном объеме, по 2 исковым заявлениям требования исполнены в процессе рассмотрения дел.
6. Сведения об индикативных показателях вида контроля
Индикативные показатели муниципального жилищного контроля в городе Твери утверждены решением Тверской городской Думы от 02.03.2022 № 42, к которым относятся:
1. Количество внеплановых контрольных мероприятий, проведенных за отчетный период – 103.
2. Количество внеплановых контрольных мероприятий, проведенных за отчетный период при взаимодействии с контролируемыми лицами – 12.
3. Количество предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, объявленных контролируемым лицам за отчетный период – 69.
4. Количество внеплановых контрольных мероприятий, по итогам которых выявлены нарушения обязательных требований, за отчетный период – 80.
5. Количество внеплановых контрольных мероприятий, по итогам которых возбуждены дела об административных правонарушениях, за отчетный период – 2.
7. Сведения о достижении ключевых показателей, в том числе о влиянии профилактических мероприятий и контрольных мероприятий на достижение ключевых показателей
В 2022 году случаев нарушений обязательных требований, повлекших причинение вреда жизни, здоровью граждан не установлено, соответственно, ключевой показатель достигнут и равен 0.
8. Выводы и предложения по итогам организации и осуществления
муниципального жилищного контроля
Предложения, связанные с организацией и осуществлением муниципального жилищного контроля, отсутствуют.