Доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери при осуществлении муниципального жилищного контроля в городе Твери за 2022 год
1. Доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери при осуществлении муниципального жилищного контроля в городе Твери за 2022 год, подготовлен в соответствии с требованиями Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», Положения о муниципальном жилищном контроле в городе Твери, утвержденного решением Тверской городской Думы от 01.12.2021 № 258, во исполнение Программы на 2023 год профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении муниципального жилищного контроля в городе Твери, утвержденной приказом департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери от 15.12.2022 № 142-ОД.
2. Обобщение правоприменительной практики проводится для решения следующих задач:
- обеспечение единообразных подходов к применению обязательных требований, законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле;
- выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений;
- анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба);
- подготовка предложений об актуализации обязательных требований;
- подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле.
3. Целями обобщения правоприменительной практики являются:
- принятие контролируемыми лицами по предотвращению нарушения обязательных требований;
- обеспечение доступности сведений об обобщении правоприменительной практики путем их размещения на официальном сайте Администрации города Твери в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
4. Органом местного самоуправления города Твери, уполномоченным на осуществление муниципального жилищного контроля в городе Твери, является Администрация города Твери в лице департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери (далее – контрольный орган).
От имени контрольного органа муниципальный жилищный контроль осуществляют уполномоченные должностные лица контрольного органа, являющиеся муниципальными жилищными инспекторами, в должностные обязанности которых входит осуществление муниципального жилищного контроля.
5. В 2022 году муниципальный жилищный контроль осуществлялся в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», решением Тверской городской Думы от 01.12.2021 № 258 «Об утверждении Положения о муниципальном жилищном контроле в городе Твери», с учетом ограничений, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», посредством проведения профилактических и контрольных мероприятий соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований, установленных:
- СП 61.13330.2012. Свод правил. Тепловая изоляция оборудования и трубопроводов. Актуализированная редакция СНиП 41-03-2003.
6. Профилактические мероприятия проводились в соответствии с утвержденной Программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в рамках осуществления муниципального жилищного контроля на 2022 год, во исполнение которой контролируемым лицам объявлено 69 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, а также на официальном сайте Администрации города Твери в информационно-телекоммуникационной сети Интернет www.tver.ru размещены:
- тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление муниципального жилищного контроля;
- перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом муниципального жилищного контроля, а также информация о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции;
- руководство по соблюдению обязательных требований, разработанное и утвержденное в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»;
- исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться у контролируемого лица;
- сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;
- сведения о порядке досудебного обжалования решений контрольного органа, действий (бездействия) его должностных лиц;
- доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики контрольного органа за 2021 год;
- доклад о состоянии муниципального жилищного контроля за 2021 год.
7. Согласно части 2 статьи 61 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», в случае, если положением о виде муниципального контроля предусмотрено, что система оценки и управления рисками при осуществлении данного вида муниципального контроля не применяется, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
В соответствии с Положением о муниципальном жилищном контроле в городе Твери, утвержденным решением Тверской городской Думы от 01.12.2021 № 258, при осуществлении муниципального жилищного контроля в городе Твери система оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям не применяется.
В связи с этим, при осуществлении муниципального жилищного контроля в городе Твери система оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям не применяется, плановые контрольные мероприятия не проводятся.
При этом согласно части 3 статьи 66 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» в случае, если положением о виде муниципального контроля предусмотрено, что система оценки и управления рисками при осуществлении данного вида муниципального контроля не применяется, все внеплановые контрольные мероприятия могут проводиться только после согласования с органами прокуратуры.
Однако в 2022 году постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее – Постановление № 336) введены ограничения на проведение внеплановых проверок.
Постановлением № 336 установлено, что в 2022 году в рамках видов муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируются Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» внеплановые контрольные мероприятия, внеплановые проверки проводятся исключительно по установленным Постановлением № 336 основаниям, одним из которых, при условии согласования с органами прокуратуры, является непосредственная угроза причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, факты причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан.
Вместе с тем, в 2022 году по согласованию с органами прокуратуры проведено 12 внеплановых выездных проверок, по результатам которых выдано 11 предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
В условиях введенных ограничений наиболее эффективным механизмом выявления нарушений обязательных требований явились контрольные мероприятия без взаимодействия с контролируемыми лицами:
- выездное обследование;
- наблюдение за соблюдением требований обязательных требований (мониторинг безопасности).
8. По результатам проведенных внеплановых выездных проверок, контрольных мероприятий без взаимодействия с контролируемыми лицами установлено, что предметом наиболее часто проводимых контрольных мероприятий является соблюдение обязательных требований в части содержания общего имущества многоквартирных домов (77% от общего количества проведенных контрольных мероприятий).
Анализ выявленных нарушений обязательных требований показал, что наиболее часто встречаемыми нарушениями обязательных требований являются нарушения также в части содержания общего имущества многоквартирных домов (90% от общего количества выявленных нарушений обязательных требований).
По предмету муниципального жилищного контроля конкретные нарушения обязательных требований можно распределились следующим образом (от общего количества выявленных нарушений обязательных требований):
1) ненадлежащее содержание крыш – 40%;
2) ненадлежащее содержание фасадов (в том числе балконов) – 30%;
3) ненадлежащее содержание межпанельных швов – 22%;
4) ненадлежащее предоставление коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения – 8%.
Причинами, факторами и условиями, способствующими возникновению указанных типичных нарушений обязательных требований контролируемыми лицами, являются:
- неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательных требований;
- несоблюдение предельных сроков устранения выявляемых недостатков в содержании общего имущества многоквартирных домов;
- непроведение плановых осмотров общего имущества многоквартирных домов (весна, осень);
- ненадлежащая подготовка жилищного фонда к эксплуатации в осенне-зимний период;
- несвоевременное реагирование на обращения граждан.
При этом необходимо обратить внимание на то, что при осуществлении муниципального жилищного контроля в городе Твери в 2022 году случаев нарушений обязательных требований, повлекших причинение вреда жизни, здоровью граждан не установлено, 88% выявленных нарушений обязательных требований контролируемыми лицами устранены.